Как вернуть концентрацию внимания: что делать, если ребёнок стал всё забывать
Оставленная в школе сменка, потерянный учебник, в сотый раз незаписанное домашнее задание — эти ситуации знакомы практически всем родителям школьников. Часто взрослые списывают детскую рассеянность на нагрузки и стараются помочь как умеют. Однако причины забывчивости весьма разнообразны и чтобы понять, как улучшить концентрацию внимания у ребёнка, стоит выяснить возможные предпосылки.
Причины забывчивости и что с ними делать
Если ребёнок стал все забывать, постарайтесь проанализировать его образ жизни в последние несколько месяцев. Перечислим основные причины, по которым у школьников появляется или усиливается рассеянность.
Причина 1: чрезмерная занятость
Родители порой сильно загружают детей, стараясь дать им всё самое лучшее. Кроме учёбы, многие девочки и мальчики дополнительно занимаются языками, музыкой, различными видами спорта. Сверхнагрузки и отсутствие личного времени приводят к выгоранию, снижению мотивации и концентрации.
Решение: первая рекомендация в вопросе, как не быть рассеянным — наладить режим дня, убрав лишнюю нагрузку. Поговорите с ребёнком и выделите главные для него увлечения и занятия. После коррекции занятости на сон должно оставаться не менее 8 часов, а также 1-2 часа свободного времени. Запишите режим дня вместе с ребёнком и закрепите лист бумаги или плакат на видном месте.
Ещё одна важная рекомендация, которая помогает вернуть концентрацию — приучить к перерывам при подготовке уроков. Следует разделить выполнение задачи на несколько временных промежутков, а между ними установить «переменки» по 5-7 минут.
Причина 2: отсутствие интереса или мотивации
Очевидно, если всё время всё забываешь, отвлекаешься, фантазируешь о чём-то своём и не можешь собраться, значит, текущее занятие совсем не привлекает. В таких случаях даже прилежным детям сложно сконцентрироваться на обсуждаемом предмете.
Решение: постарайтесь увлечь ребёнка. Поиск мотивации зависит сугубо от особенностей маленького человека — возраста, типа мышления, интересов. Чем младше сын или дочь, тем чаще должны быть перерывы. При подаче новых тем следует придерживаться игровой методики. Если речь о подростке, то ему важнее донести пользу знаний через их применение в реальной жизни.

Причина 3: образ жизни, слабое здоровье или болезнь
Умеренные физические нагрузки, разнообразное здоровое питание — необходимые условия для сохранения когнитивных функций в любом возрасте. Если ребёнок всё забывает, проанализируйте его образ жизни: присутствуют ли в его жизни ежедневные прогулки на свежем воздухе, достаточно ли он двигается, какие продукты составляют основу его рациона.
Обратите также внимание на то, не прибаливает ли ребёнок. В начале простудного заболевания или ОРВИ могут отсутствовать явные признаки болезни, а вот внимание снижается. Схожая ситуация может наблюдаться и после выздоровления, когда организм ещё ослаблен.
Решение: как бы ни был занят ребёнок, в его график необходимо вписать прогулки на воздухе и умеренные нагрузки. Питание должно включать мясо, рыбу, птицу, овощи, кисломолочные продукты, орехи, фрукты и ягоды. Если он болеет, то нужно дать время на восстановление, а время на выполнение уроков увеличить.
Причина 4: обстановка дома
Как не быть рассеянным, если у ребёнка нет уединённого места для выполнения уроков, его всё время дёргают родители или младшие дети, мешает телевизор? Чем больше внешних отвлекающих факторов, тем сложнее вернуть концентрацию.
Решение: нужно выделить тихое рабочее место, хотя бы на время подготовки уроков. Договоритесь с членами семьи на соблюдение тишины в определённое время.
Причина 5: синдром дефицита внимания и гиперактивности
Основные симптомы — проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность и импульсивность*. Синдром подтверждают или исключают только после наблюдения у специалистов.
Решение: если вы замечаете, что ребёнку трудно воспринимать устную речь, последовательно выполнять задачу, а также он часто теряет, забывает свои вещи, непроизвольно совершает физические действия, ему тяжело ждать, проконсультируйтесь с неврологом. Дети с СДВГ подвижны, но быстро устают, им сложно поддерживать внимание и соблюдать правила. Эти качества связаны с работой нервной системы, и воспитанием их не изменить. Но улучшить концентрацию можно. Важнейшее значение имеют чёткая и понятная дисциплина, использование таймеров, частые переключения между задачами. Принципиально важно вести здоровый образ жизни: вовремя ложиться спать и вставать в одно время, выполнять зарядку и заниматься посильным спортом, сбалансированно питаться.
Упражнения на внимательность

Вернуть концентрацию, научиться удерживать внимание и не уплывать мыслями к чему-то постороннему помогают упражнения. Чем младше ребёнок, тем сильнее такие занятия похожи на обычные игры. Рассмотрим далее несколько вариантов.
«Баранья голова». Игра коллективная, поэтому желательно участвовать всей семьёй или привлечь друзей ребёнка. Первый называет слово, второй повторяет его и добавляет своё, третий говорит два слова плюс своё и т. д. — до тех пор, пока кто-то не собьётся. Игрок, который допустил ошибку, вместо забытого слова говорит «баранья голова». Дальше цепочку слов нужно повторить, продолжая ее наращивать.
«Съедобное — несъедобное». Простейшая уличная игра подходит для компании детей во дворе. Ведущий бросает мяч и называет объект. Если он съедобен — мяч нужно поймать, несъедобен — отбить.
«Найди предмет». Хорошо играть на прогулке или по дороге куда-либо, занятие отлично помогает убить время в пробке или в очереди. Выберите любую малозаметную деталь и попросите ребёнка определить её с помощью вопросов. Это может быть цветок, предмет одежды, слово на вывеске.
«Наблюдатель». Ещё одна игра, которая не требует никакого инвентаря или участия большого количества лиц. Предложите ребёнку побыть детективом и понаблюдать за людьми и объектами вокруг. Через несколько минут попросите его закрыть глаза и поспрашивайте о том, что было ранее в поле его зрения.
Чек-лист: что делать, если человек всё забывает
Итак, концентрация внимания, умение сосредотачиваться на главном в текущий момент — важный навык, то есть этому можно и нужно учиться. Особенно, если речь идёт о подрастающем человеке. В статье мы разобрали, что вы можете сделать как родители.
Напомним коротко, на что стоит обращать внимание при снижении концентрации у школьника:
- занятость — слишком много кружков и секций. Не остаётся времени на полноценный отдых. Ситуацию нужно менять — убирать лишние занятия;
- скука — неинтересная подача информации приводит к тому, что ребёнок отвлекается сам и мешает одноклассникам. Нужно искать способ, который поможет замотивировать его;
- образ жизни и состояние здоровье — прогулки на свежем воздухе, спортивные нагрузки и правильное питание важны для развития когнитивных способностей, в том числе внимания. А уж если ребёнок явно заболевает или только восстанавливается после ОРВИ, то ему нужно время, чтобы прийти в себя;
- спокойное место — рассеянность процветает, если у чада нет шанса уединиться, чтобы сделать уроки или просто побыть одному;
- СДВГ — во многих случаях хороший эффект дают чёткий и предсказуемый распорядок дня, периодическая смена видов деятельности, здоровый образ жизни*.
Во всех этих случаях родители также могут рассмотреть переход на онлайн-обучение. Например, дистанционное школьное образование позволяет не тратить время на дорогу, а оставить его на любимые занятия творчеством или спортом. Одарённые дети, которым может быть мало нагрузки в обычных школах, смогут получать больше интеллектуальной нагрузки и идти вперёд по программе. Детям со слабым здоровьем онлайн-школа позволяет не пропускать уроки и не отставать от одноклассников.
*Данная статья не заменяет консультацию специалиста и носит исключительно информационный характер. При подозрении каких-либо заболеваний обратитесь к врачу.
Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?
Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор
Забрать
Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?
Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор
Забрать