Синдром упущенных возможностей: как перестать бояться упустить что-то важное
Изучать английский, пройти курс по 3D-моделированию, участвовать в конкурсе или завести блог? Когда вокруг столько возможностей, а из соцсетей льются истории успеха, подростку трудно понять, что действительно важно именно для него. Зато легко поддаться тревоге, что упускаешь что-то значимое, ведь кажется, будто все остальные живут полной жизнью. Разобрались, что такое фомо — страх пропустить что-то важное — и узнали, как его узнать и победить.
Что такое синдром фомо в психологии
Вообще название данного состояние пишется так: FoMO — оно произошло от английского выражения «fear of missing out» — и буквально переводится как «страх что-то упустить». Сейчас встречаются разные написания, но смысл остаётся одинаковым — в психологии синдром упущенных возможностей — это тревога, связанная с тем, что человек боится пропустить что-то важное, интересное для себя. Провоцируется различными факторами, среди которых лидирует чрезмерное увлечение социальными сетями. Понятие сравнительно новое; термин появился в 2004 году. А придумал его человек, далёкий от психологии, — американский венчурный капиталист и писатель Патрик Макгиннис.
Основные черты фомо

Все мы периодически зависаем в социальных сетях, начинаем новую жизнь с понедельника, мечтаем повысить свою продуктивность, в общем, хотим стать немного похожими на главного героя фильма «Области тьмы» и успевать всё больше и больше. И это еще не причина обращаться за помощью.
Расскажем, в каких именно признаках выражается синдром упущенных возможностей.
Тревога. Человека буквально гложет страх пропустить важное, и такое состояние становится навязчивым, не даёт расслабиться.
Сравнение с другими. Жизнь, которую транслируют блогеры в социальных сетях, красива и привлекательна. Возникает ложное ощущение, что у других сплошной праздник, а у подростка вроде как и нет жизни.
Желание быть в курсе. Границы между людьми как бы стираются, возникает потребность постоянно быть в курсе жизни друзей и близких.
Компульсивное поведение. Проявляется в неуёмном поиске информации и постоянном поддержании социальных связей. Цель такого поведения — избежать ощущения, что ты упускаешь что-то действительно важное.
Последствия FoMO для подростков
Неуверенность при принятии решений — необходимость выбирать парализует, если доступно множество вариантов и все они кажутся выгодными.
Сожаление и снижение самооценки — сравнение с кем-то другим провоцирует ощущение собственной нереализованности.
Тревожность и стресс — страх пропустить что-то важное порождает постоянное напряжение и беспокойство. Это может приводить к нарушению сна, трудностям с концентрацией и общему ощущению перегруженности.
Проблемы в учебе и социальных отношениях. FoMO может отвлекать от учёбы, поскольку подросток постоянно проверяет уведомления и боится пропустить событие или новость. Также это мешает строить глубокие, искренние отношения, ведь слишком много внимания уделяется лишь «видимой» стороне жизни, а не реальному общению.
Риск развития зависимости от гаджетов, стремление быть «в курсе всего». Приводит к чрезмерному использованию смартфонов и социальных сетей, может сформировать зависимость, замещая реальные занятия и общение.
Мы разобрали, что такое синдром фомо и чем он опасен. Как понять, что проблема касается вашего ребёнка? Приведем несколько вопросов, ответы на которые помогут выявить страх упустить что-то важное у подростка:
- Бывает ли так, что он весело проводит время и испытывает желание поделиться этим немедленно в социальных сетях? Если да, то как часто?
- Беспокоится ли подросток, если не может встретиться со своими друзьями?
- Как много времени уходит на скроллинг ленты социальных сетей?
- Делится ли он с вами страхами о том, что у него (вашей семьи) меньше возможностей, чем у друзей?
Положительные ответы на эти вопросы указывают на возможный риск развития FoMO.
Как избавиться от синдрома упущенных возможностей

Полный запрет социальных сетей — не выход. FoMO — состояние, которое требует участия всех членов семьи и желания самого ребёнка. Процесс должен стать частью образа жизни. И взрослым, и подростку нужно уделить внимание цифровой гигиене. Родители должны поддерживать сына или дочь, акцентировать внимание на том, что ценят своё любимое чадо независимо от событий в его онлайн-жизни.
Что поможет подростку в борьбе с FoMO
Ведение дневника эмоций. С записями проще замечать моменты наступления тревоги или грусти. Расскажите сыну или дочери о том, что важно указывать в дневнике ситуации или контент, который вызывает эти чувства.
Идентификация триггеров. На основе дневника выделяйте с ребёнком события, посты или мысли, провоцирующие FoMO. Это могут быть фотографии друзей с вечеринки, новости о путешествиях или кажущиеся «успешными» посты сверстников.
Отписка от «триггерных» аккаунтов. Если некоторые профили постоянно вызывают негативные эмоции у подростка, поговорите с ним на эту тему. Посоветуйте сфокусироваться на контенте, который вдохновляет и обогащает.
Практика «осознанного скроллинга». Научите вашего ребёнка, прежде чем листать ленту, спрашивать себя: «Зачем я сейчас это делаю? Что я хочу от этого получить?». Это поможет вдумчиво подходить к выбору того, что он смотрит.
Постановка личных целей. Помогите подростку сместить акцент — не терять время за просмотром лент в соцсетях, а потратить его на собственные интересы и увлечения. Достижение настоящих целей приносит глубокое удовлетворение, повышают чувство собственной значимости и самооценку.
Как родители могут помочь детям справиться с FoMO
Создать безопасное пространство для разговоров. Регулярно интересуйтесь жизнью ребёнка, его чувствами и переживаниями, особенно связанными с социальными сетями. Говорите на равных, без осуждения.
Объяснить природу FoMO. Расскажите подростку, что такое синдром упущенных возможностей, как он работает и почему возникает. Объясните, что онлайн-мир часто не отражает реальность.
Дать личный пример использования гаджетов. Показывайте ребёнку, как вы сами ограничиваете время в соцсетях, как цените живое общение и реальные занятия.
Установить совместные правила и соблюдать их. Обсудите разумные ограничения на использование смартфонов и социальных сетей. Договоритесь о «зонах без телефона» и времени, которое семья проводит вместе без экранов.
Поощрять хобби и увлечения в реальном мире. Проявляйте интерес и отмечайте прогресс своего ребёнка. Если есть возможность присутствовать на соревнованиях и конкурсах, воспользуйтесь ею. А если нет — просите видео и фото, в том числе с тренировок или репетиций.
Учить практике благодарности. Регулярно вспоминайте и записывайте вместе вещи, за которые благодарны в своей жизни. Это помогает сместить фокус на то, чем уже обладает подросток.
Акцентировать внимание на достижениях, а не на сравнении. Хвалите ребёнка за его личные усилия, а не за то, насколько он «лучше» или «хуже» других. Помогайте ему видеть свою уникальность.
Разделять вымысел и реальность. Почаще напоминайте, что публикации в соцсетях — зачастую только «витрина». У каждого человека есть свои трудности и проблемы, которые он не выставляет напоказ. Анализируйте вместе с подростком, что он видит онлайн. Помогайте ему понимать, что за картинками часто стоят редактура, постановка и маркетинговые цели.
Обучать цифровой этике. Говорите о важности уважительного общения онлайн, о том, как реагировать на негатив и как защищать свою личную информацию.
Поддерживать реальные социальные связи. Планируйте совместные мероприятия, походы, игры, которые способствуют живому общению. Поддерживайте стремление ребёнка к реальным встречам с друзьями, предлагайте помощь в организации таких мероприятий.
Итак, нежелание упустить что-то важное приводит к тому, что события собственной жизни теряют ценность. У подростков снижается самооценка и развивается депрессия из-за несоответствия реальности виртуальным картинкам. Нужно помогать им ставить цели и радоваться каждому дню. Если в школе понимающие учителя, привлекайте их тоже — увлекательные совместные проекты помогают «оторвать» детей от социальных сетей, создать яркие воспоминания. Постепенно они сами становятся инициаторами подобных мероприятий.
Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?
Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор
Забрать
Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?
Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор
Забрать