Родителям
22.09.2025
9 мин

Как научить ребёнка справляться с негативными эмоциями

Взрослые люди вполне неплохо умеют управлять гневом и раздражением, даже если в душе очень хотят ругаться прямо посреди улицы. Дети устроены иначе и пока не способны так эффективно сдерживаться. По мере взросления самоконтроль улучшается, эмоциональный интеллект развивается, но это происходит не само по себе, а под чутким руководством понимающих взрослых. В статье расскажем про способы справляться с негативными эмоциями, подходящими для детей.

Редакция Рейтинг скул Редакция Рейтинг скул

Почему так важно владеть своими эмоциями

Дети, в отличие от большинства взрослых, не знают, как правильно выражать свои чувства, которые принято называть негативными: злость, раздражение, гнев, обиду. В будущем непонимание того, как справляться с негативными эмоциями, может неприятно аукнуться и обернуться различными проблемами.

Психологические последствия

Повышенная тревожность и стресс — постоянное напряжение из-за внутреннего конфликта.

Агрессивность и импульсивность — трудности с контролем эмоций могут перерастать во вспышки ярости.

Проблемы с самооценкой — чувство вины или стыда после неконтролируемых реакций.

Риск психосоматических заболеваний — головные боли, проблемы с ЖКТ, повышенное давление.

Этические и социальные последствия

Конфликты с окружающими — трудности в общении с одноклассниками, друзьями, учителями.

Потеря доверия — окружающие могут воспринимать ребёнка как «опасного» или «неуправляемого».

Социальная изоляция — сверстники могут избегать ребёнка, что усугубит одиночество.

Формирование негативных моделей поведения — закрепление привычки решать проблемы силой или криком.

Трудности в будущем — сложности в командной работе, построении отношений, создании семьи.

Правовые последствия

Школьные взыскания — вплоть до исключения за систематические драки или угрозы.

Административная ответственность — порча имущества, мелкие правонарушения.

Уголовная ответственность — если агрессия перейдёт в серьёзные формы (нанесение побоев, угрозы).

Ограничение прав — например, проблемы с трудоустройством или получением определённых профессий, если будет зафиксировано асоциальное или агрессивное поведение.

Дополнительные последствия

Образовательные — из-за конфликтов и плохих отношений с учителями и одноклассниками снижается успеваемость.

Семейные — напряжение в семье, рост конфликтности между родителями и ребёнком.

Долгосрочные — риск зависимостей (алкоголь, игры, наркотики) как способа снять внутреннее напряжение.

Памятка для взрослых: что помогает справиться с негативными эмоциями у детей

что помогает справиться с негативными эмоциями у детей 

Для развития у детей эмоционального интеллекта важно состояние самих взрослых — мы живые люди и испытываем разные чувства, в том числе не самые приятные. Чтобы научиться управлять раздражением и передать этот навык ребёнку, важно соблюдать следующие рекомендации.

Чек‑лист для помощи «здесь и сейчас»

Эмоции ≠ поведение: чувства допустимы, вредные действия — нет. 

Взрослому нужно дать себе право на злость и донести до ребёнка то, что злиться — так же нормально, как радоваться. Эта эмоция возникает обычно для нашей же защиты. Иногда злость может даже помогать. Например, сын получает «тройку» и злится на себя же, обещает, что обязательно исправит. В данном случае гнев становится топливом для него.

Кислородная маска для себя: не получится успокоить ребёнка, если вы сами в «красной зоне».

Отложите воспитательные мероприятия, если понимаете, что прямо сейчас голодны, злитесь, устали. Если есть возможность, помогите себе: прервите контакт, уйдите в другую комнату, перекусите, используйте дыхательную технику, например, сделайте 1 медленный вдох — паузу — и медленный выдох (повторить четыре или более раза).

В кризисной ситуации — сначала со‑регуляция с ребёнком, потом обсуждения и выводы.

Если видите, что сына или дочь «понесло», постарайтесь успокоить и поддержать. Во многих ситуациях достаточно предложить посидеть рядом, взяв за руку или обнявшись. Дайте себе и ему время успокоиться. Позже вы сможете поговорить о том, что случилось и как можно повести себя иначе в похожей ситуации.

Валидация: назовите и признайте эмоцию (даже если не одобряете поведение).

Помните: никогда не осуждаем человека, только его поступки. Называние чувства — огромный шаг на пути к владению собой. Идеально, если получится разобраться в причинах гнева. Часто он возникает на фоне страха или угрозы самооценке. А ещё дети не всегда способны отличить печаль от злости и оплакать свою неудачу. Если родители помогут разобраться с чувствами, то в будущем и взрослым, и детям будет проще.

Как ребёнку управлять гневом и раздражением — профилактика эмоциональных вспышек

Как помочь ребёнку научиться управлять раздражением? Родители могут использовать следующие модели поведения.

Акцент на хорошие поступки и позитивные реакции. Чтобы сын или дочь понимали, какое поведение поощряется в семье, нужно с ними его обсуждать. Замечайте и хвалите даже то, что кажется мелочами. Каждому человеку — и маленькому, и большому — требуется одобрение близких. Подкрепление положительного поведения и игнорирование плохого помогает привить хорошие привычки.

Пример своим поведением. Дети — это зеркало, поэтому наше собственное управление «негативными» эмоциями — уже образец для подражания. Если родители в гневе кричат, то и младшие члены семьи будут поступать так же.

Направление энергии в нужное русло. Управлять раздражением сложнее, если весь день сын или дочь сидят в школе, а потом приходят домой и садятся за уроки или гаджеты. Физическая активность помогает избавиться и от стресса, и от излишков неизрасходованных сил. Обсудите возможность посещения спортивной секции.

Использование юмора. Перевод проблемной ситуации в шутку помогает избежать конфликта и со взрослыми, и с детьми. Совместный смех объединяет и поддерживает, помогает безопасно контейнировать зарождающееся раздражение.

Откровенные обсуждения. Чем старше становится ребёнок, тем проще ему объяснять важные моменты о поведении, о взаимоотношениях людей. Можно рассказать, что его вспышки злости причиняют вам боль, а если он хочет пошуметь, то лучше выйти на улицу. Если он не знает, как справиться со сложными эмоциями, будьте готовы помочь ему, выслушать и вместе выбрать стратегию поведения.

Признание чувств и права на них. Дети часто не понимают не только то, что делать в гневе, но и как справиться с обидой. Назовите его чувство и причину: «Ты расстроен, потому что…», обсудите ситуацию. Научите говорить о своих чувствах и отпускать обиды.

Управление «негативными» эмоциями через действия

Управление «негативными» эмоциями через действия 

Если эмоция уже раскрутилась, нужно её прожить, безопасно для себя и окружающих.

Вот как ребёнку справляться с «негативными» эмоциями, если он уже захвачен ими: 

  • бить подушку, бегать и прыгать;
  • рвать бумагу, сжимать в руках пластилин, рисовать;
  • глубоко дышать, слушать музыку.

Можно использовать технику заземления. Она заключается в том, чтобы переключиться с внутренних процессов на внешние. Нужно назвать 5 предметов, которые человек видит вокруг себя, 4 — которые слышит, 3 — осязает, 2 — чует, 1 — может попробовать на вкус.

Ещё помогают избавиться от сложных эмоций умывание прохладной водой (можно опустить руку под холодную воду), проприоцепция — ощущение своего тела в пространстве. Можно сжимать игрушку, давить ладонь о ладонь. Если обстановка позволяет, например, вы находитесь дома, то можно завернуть ребёнка в тяжёлое одеяло, поразминать через него руки, ноги, спину, плечи, а потом аккуратно развернуть.

После эмоциональной бури обсудите:

  • что случилось — перечислите факты без оценок;
  • что чувствовал ребёнок и вы — назовите эмоции;
  • что происходило с телом и что помогло бы прожить стресс — вам и ребёнку;
  • как можно исправить ущерб — извинения, ремонт, помощь в уборке;
  • как поступить в следующий раз — «когда я разозлюсь на 5/10, я выйду в соседнюю комнату и подышу, а если разозлюсь на 8/10, то попрошу паузу и т. д.»

Составьте «Список действий при гневе» — он должен быть максимально кратким — и повесьте его на видное место.

Он может включать такие пункты:

  1. Успокаиваю себя (взрослый) — дыхание, вода, короткая пауза в общении.
  2. Помогаю ребёнку — дыхание, движение, объятия, признание чувств.
  3. Короткое обсуждение и договор на будущее.

Самое главное, скажите словами, что любите его, как важен и нужен, чувства могут быть разными, вы будете рядом с ним, что бы ни случилось.

Управлять раздражением бывает сложно даже взрослому человеку, что уж говорить про ребёнка. У одного — более подвижная нервная система, чем у другого, взрывной темперамент, стресс или сложившаяся привычка бурно проживать злость. Возможно, его просто не научили, как справиться с обидой или гневом. Это говорит лишь о том, что мы разные и можем постоянно расти над собой.

Иногда этому препятствует окружающая среда. Если из школы ребёнок приходит раздражённый и уставший, учёба не даётся, а педагоги не замечают стараний, то довольно трудно бороться со злостью. Уже не стоит вопрос: как справиться с обидой, так как ученик пребывает в постоянном стрессе. В таком случае можно рассмотреть переход в новую школу, в том числе в онлайн-формате. При дистанционном обучении проще контролировать взаимодействие ребёнка с учителями. Да и необходимости такой острой обычно нет, как правило, обучение построено максимально прозрачно.

Поделиться

telegram vk whatsapp
Скопировано!

Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?

Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор

Забрать
Выбираем онлайн-школу: рейтинг, ФГОС и советы родителям

Онлайн школ много,
а выбрать нужно что‑то одно?

Составили для вас подробный чек-лист, который поможет сделать выбор

Забрать

Выбрать тему

Фильтры